ОСТАНОВИТЬ АУДИОГИД
СЛУШАТЬ АУДИОГИД



ШЁПОТ, АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ, 2022
Объекты Александра Морозова часто кажутся памятниками небытию. Таков и "Шёпот" — чашеобразный вихрь лезвий обычной косы, переплетенных в энергичных скрещениях. Образ смерти с косой появляется в европейском искусстве после нескольких эпидемий чумы, в 14 веке. Но памятник Морозова посвящен не эпидемии, хотя может быть прочитан и так, но мору модернизации, унесшему, в первую очередь, крестьянское население в процессе коллективизации, превращения в рабочих и голодомора.

Советская история давно оборачивается в объектах Морозова своими темными сторонами. В «Станции Дистопия» (2020) речь шла о недоступных архивах отделов НКВД, контролировавших конструкторские бюро, известные как «шарашки», где трудились заключенные высокой квалификации. Инсталляция «Особенно медленный воздух» (2020) посвящена приграничным зонам Балтики, резко сократившим объемы местного рыболовного промысла. Несвобода для Морозова и есть самая страшная форма небытия. «Шёпот», не привязанный к конкретным историческим фактам, видится универсальной метафорой смерти по принуждению.

Индустриализация захватила все области производства, даже смерть, ставшую настоящей стахановкой. Ей предоставлялись все удобства и привилегии. Она работала на строительстве завода, на самом заводе, на показательных процессах над строителями и руководителями предприятия. Каждый крупный индустриальный проект сопровождался опустошительным торнадо. По форме «Шёпот» напоминает благородные очертания башен Шухова и Татлина, созданных авангардом или ему приписанных. Но какой бы прилив техно-оптимизма мы не чувствовали, глядя на уходящие ввысь перемычки башни на улице Шухова, следует помнить, что ее строительство сопровождалось потерями в людях, брошенных на строительство без соблюдения техники безопасности.

Современное экологическое сознание воспринимает заводы как чуму из прошлого. Буржуазные города глобализма превращают заводы в живописные руины с картин маньериста Алессандро Маньяско, где танцуют креативные нимфы и фавны. Так и центр Artplay возник на месте завода «Манометр», переехавшего в поисках уместного топонима в город Энгельс, названный в честь одного из невольных идеологов советской модернизации. Здесь «Шёпот» Александра Морозова особенно слышен, поскольку в железном кружеве отчетливо читаются голоса предков.

В центре торнадо никто не бывал. Измерительные приборы свидетельствуют, что там очень низкое давление, почти что спокойствие. В центре вихря смерти — звенящая пустота, точка абсолютной трезвости, из которой сегодня нельзя говорить.

ОСТАНОВИТЬ АУДИОГИД
СЛУШАТЬ АУДИОГИД
ШЁПОТ, АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ, 2022
Объекты Александра Морозова часто кажутся памятниками небытию. Таков и "Шёпот" — чашеобразный вихрь лезвий обычной косы, переплетенных в энергичных скрещениях. Образ смерти с косой появляется в европейском искусстве после нескольких эпидемий чумы, в 14 веке. Но памятник Морозова посвящен не эпидемии, хотя может быть прочитан и так, но мору модернизации, унесшему, в первую очередь, крестьянское население в процессе коллективизации, превращения в рабочих и голодомора.

Советская история давно оборачивается в объектах Морозова своими темными сторонами. В «Станции Дистопия» (2020) речь шла о недоступных архивах отделов НКВД, контролировавших конструкторские бюро, известные как «шарашки», где трудились заключенные высокой квалификации. Инсталляция «Особенно медленный воздух» (2020) посвящена приграничным зонам Балтики, резко сократившим объемы местного рыболовного промысла. Несвобода для Морозова и есть самая страшная форма небытия. «Шёпот», не привязанный к конкретным историческим фактам, видится универсальной метафорой смерти по принуждению.

Индустриализация захватила все области производства, даже смерть, ставшую настоящей стахановкой. Ей предоставлялись все удобства и привилегии. Она работала на строительстве завода, на самом заводе, на показательных процессах над строителями и руководителями предприятия. Каждый крупный индустриальный проект сопровождался опустошительным торнадо. По форме «Шёпот» напоминает благородные очертания башен Шухова и Татлина, созданных авангардом или ему приписанных. Но какой бы прилив техно-оптимизма мы не чувствовали, глядя на уходящие ввысь перемычки башни на улице Шухова, следует помнить, что ее строительство сопровождалось потерями в людях, брошенных на строительство без соблюдения техники безопасности.

Современное экологическое сознание воспринимает заводы как чуму из прошлого. Буржуазные города глобализма превращают заводы в живописные руины с картин маньериста Алессандро Маньяско, где танцуют креативные нимфы и фавны. Так и центр Artplay возник на месте завода «Манометр», переехавшего в поисках уместного топонима в город Энгельс, названный в честь одного из невольных идеологов советской модернизации. Здесь «Шёпот» Александра Морозова особенно слышен, поскольку в железном кружеве отчетливо читаются голоса предков.

В центре торнадо никто не бывал. Измерительные приборы свидетельствуют, что там очень низкое давление, почти что спокойствие. В центре вихря смерти — звенящая пустота, точка абсолютной трезвости, из которой сегодня нельзя говорить.