СЛОНИК, АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ, 2016
В русской культуре у слона безупречная репутация. Он мудр, спокоен, красив. Иногда он даже спасает жизни. В рассказе Александра Куприна «Слон» девочка Надя страдает от неизвестной болезни, лишающей ее и воли, и желаний. Единственное, что может ее вылечить, это живой, настоящий слон, которого ее отец приводит из цирка. И действительно, встретившись со слоном, еле поместившимся в квартиру, ребенок оживает.
Неудивительно, что легендарный дизайнер, модельер и художник Андрей Бартенев обратился к мощной фигуре слона для выставки об изобилии и достатке, прошедшей в торговом центре «Кунцево-плаза» в 2017 году. Еще с далеких 1960-х слоны охраняли покой в квартирах наших дедушек и бабушек, выстроившись по росту, словно матрешки. Для Бартенева, лишенного какого-либо снобизма по отношению к массовому вкусу, слон снова становится символом жизненной устойчивости.
Конечно, это условный слон, в нем нет шероховатости и серости настоящей шкуры. Это слон карнавальный. Его выдают глаза, огромные, с человеческим разрезом. Кажется, это какое-то божество, обрядившееся в слона, чтобы не ослепить нас блеском своего сияния. Снизошедший до зрителей бог радушен и оптимистичен. Хоботом он славит витальность и призывает надеяться, несмотря ни на что. А широкие ноги-скамейки приглашают уставших путников отдохнуть в его масштабной тени.
Автор текста — Валентин Дьяконов, российский искусствовед, куратор выставок, арт-критик газеты «Коммерсантъ»